В конце шестидесятых Грег Горман попросил камеру у своего друга и пошел на концерт Джими Хендрикса. Фотографии получились не ахти какие. Однако, по утверждению Гормана, именно концерт Хендрикса повернул его судьбу в сторону фотографии. В 1967-1969 гг. он изучает фотожурналистику в университете Канзаса. После переезжает в Калифорнию и собирается поступить в небезызвестный Brooks Institute of Photography. He сложилось. Но он и не жалеет…
История с институтом имела необычное продолжение. Кто бы знал, что пройдет много лет, и фотографа пригласят туда читать лекции. Будет огромный скандал. Директор института запретит Горману демонстрацию нескольких своих ню-фотографий. Фотограф публично во время лекции выскажет тому все, что думает по этому поводу.
…Образование будет завершено в университете Южной Калифорнии. Горман окончит его в 1972 году, получив на руки степень мастера изящных искусств кинематографии. О профессиональном выборе между кинематографом и фотографией долго не размышляет. Выбирает второе. И к концу восьмидесятых становится одним из ведущих фотографов, снимающих в Голливуде.
Энтони Хопкинс, Роберт де Ниро, Аль Пачино, Мики Рурк, Кристофер Уолкен, Джеми Ли Кертис, Кеану Ривз, Софи Лорен, Ким Бесинджер. Список можно продолжать. Суть в главном. Актеры-символы кино в работах Грега Гормана становятся еще и исключительными, запоминающимися фотографическими символами. Каждая работа - великолепный образец отточенности, совершенства. То же касается и мира музыки. В списке клиентов фотографа - Дэвид Боуи, Игги Поп, Фрэнк Заппа, Джо Коккер и др.
Отдельного внимания заслуживает работа Гормана над фотографическими рекламными кампаниями известных голливудских кинолент. Их было очень много. Всех не перечислить. Одно очевидно - каждый раз высокий уровень фотографа соответствовал высокому уровню лент и наоборот. В подтверждение вполне достаточно привести такие примеры, как “Тутси”, “Секс, ложь и видео”, “Последний из могикан”.
И наконец - то, без чего Грег Горман действительно не Грег Горман. Его великолепные ню-фотографии. Мужчины. В этом фотографу нет равных. Два года назад вышла отдельная книга с мужскими “ню”, As I see It, - более двухсот пятидесяти работ. Новая работа фотографа Just Between Us/”Cтpого между нами” ожидается этой весной. Ее название напрямую соответствует содержанию. Все фотографии сделаны при участии только одного молодого человека, тоже Грега. “Когда Грег и я все более и более продвигались в глубины наших фотографических отношений, скажем так, то вскоре стало очевидно, что для того, чтобы завершить эту работу с той же одержимостью, с какой все начиналось, нам также необходимо будет включить сексуальный аспект индивидуальности Грега”.
Грэг Горман родился в 1949 году в Канзасе. Сейчас он живет в Лос Анжелесе, сердце мировой медиа-сцены. Именно здесь он издает ретроспективу своей 30-летней работы. Собранный материал позволяет проследить весь творческий путь фотографа. От случайных снимков, с которых он начинал в 60-х до сложных по своей идее и исполнению классических черно-белых фотографий. Пронизанные любовью к человеку они выполнены с тончайшим мастерством, легкой иронией и необычайным единением с объектом съемки.
Фотографии Гормана - часть классической традиции портретной и фэшн-съемки начала 20 века. В 70-80-х его внимание приковано к отдельным чертам лица. Глаза, губы, рот в крике… Такие фотографии лейтмотивом проходят через всю книгу. В последние годы он много работает со светом, лица на студийных фотографиях будто светятся изнутри. Его модели наравне с фотографом участвуют в творческом процессе, они не играют на камеру, как у голландца Корбейна и не позируют, как у Лейбовиц. Работы Гормана, это не поиск потерянной индивидуальности, и не создание нового образа. Нет, перед ним люди открывают свою настоящую личность. И здесь очень важно магическое свойство фотографии - ловить ускользающее мгновение.Большинство моделей Гормана - люди известные: актеры, художники, архитекторы. У публики уже сложилось о них определенное представление. Они и их тела - это в некоторой степени продукт нашего воображения, фикция, современный миф. И это, несомненно, большой соблазн для фотографа снимать людей со сложившимся образом, умеющих работать перед камерой. Фотографии же Гормана лишены всякого скрытого смысла.
Ню-фотографии Гормана напоминают нам античность и к школу классицизма. Традиционное противостояние интеллекта и сексуальности в них несомненно разрешено. Великолепные чувственные фигуры замерли точно в танце. Будто высеченные из мрамора резкими черными тенями, они могли бы стать рельефами Кановы или Торвальдсена. Их главный герой Тони Ворд совершенно свободно чувствует себя обнаженным. Прекрасный пример - работа “Аарон, Красная скала”. Фигура юноши, уткнувшегося головой в колени - явная ссылка на художественную школу 19 века, в особенности на Фландрина, “Юноша около моря”. Многие фотографы начала 20 века обращались к этому сюжету. “Быстрый” также доказывает близкое знакомство фотографа с академической школой. При этом Горман не боится иронизировать, используя в качестве модели порно-звезду Джефа Страйкера, известного своим великолепным телосложением. Горман включает в свою игру и зрителя, которому дается возможность самому домыслить недостающие части фотографии. На крупных планах лица - это волнующее тело, на портрете Дэвидида Хокни, повернутого к нам спиной, - глаза. Ряд фотографий, это ирония над равенством полов, на них фотогаф изобразил видения с чертами и мужчины, и женщины.
В своих работах Горман по-максимуму использует аутсайдеров. Он снимает своих друзей, лица которых не знакомы широкой публике, например, канадский артист Лукас, которого фотограф называет сущим богом. Люди в этой книге нарочно противопоставлены друг другу, как, например, две великих старых “леди”: Бетти Дэвис и Квентин Крисп. На великолепных фотографиях 90-х лица и тела будто перенесены из повседневной реальности в другие прекрасные миры. Своих моделей Горман делает актерами новой Человеческой комедии.
|